История воркутинского театра


Созданный  в разгар войны, в условиях
Гулага, статус профессионального
театр получил раньше,чем сама Воркута
стала городом.
Тяга  к прекрасному неистребима даже
в нечеловеческих условиях. Она совпала
с желанием создать свой северный
театр руководителя Воркутлага генерала
М. Мальцева.
Среди тогдашних узников Воркуты
оказались выдающиеся музыканты,
певцы, знаменитые дирижеры, актеры
и … тогда уже «бывший» главный режиссер
Большого театра Союза ССР
Заслуженный артист РСФСР
Борис Мордвинов.
В августе 1943 было подписано
соответствующее распоряжение, а уже
1 октября опереттой Имре Кальмана
«Сильва» был открыт Воркутинский театр.
На сцене блистали Н.И. Глебова,
В.М. Пясковская, Б.С. Дейнека,
А.К. Стояно, Б.А. Козин,
супруги Пилацкие
По проекту архитектора Лунева было
построено замечательное по красоте и    
и сценическим возможностям
здание театра.
Жизнь воркутян изменилась...
Это было 65 лет назад

Токарская Валентина Георгиевна (1906-1996)  актриса

Народная артистка России (1993)
Кавалер ордена "Дружбы народов" (1994)

Валентина Токарская родилась 3 февраля 1903 года в Одессе. Что такое актерское мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее папа был провинциальным актером. В пять лет юная Валечка читала стихи на школьных балах в присутствии вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она училась в Киеве в Фундуклеевской гимназии, основанной императрицей, которая иногда приезжала к своим воспитанникам, и девочка навсегда запомнила ее лицо: красивое, но "неживое" – оно было все покрыто специальной эмалью, из-за чего императрица даже улыбнуться не могла.

А в четырнадцать лет Валентина Токарская уже зарабатывала на жизнь, танцуя в кино перед сеансами. Ее мама никогда не работала девочку. К тому времени она училась в частной балетной школе. Впервые Токарская вышла на сцену в опере, в балетной массовке в малюсенькой роли. Девочка выбегала и… просто пробегала через сцену, но уже через несколько лет Валя Токарская уже станет солисткой балета.

Гражданская война

Во время гражданской войны Валентина Токарская с мамой меняли в деревни вещи, ведь в то время деревня была богатой, и там брали все, вплоть до рояля. Взамен давали муку, сало, пшено - тогда был настоящий голод, и всегда сосало под ложечкой. Юная Валентина еще умудрялась чуть-чуть подрабатывать в театре, где выступали куплетисты: одни из них пели за белых, другие – за красных. А так как власть каждый день в Киеве менялась – то белые придут, то красные, то зеленые, а то и поляки, – куплетистам постоянно приходилось прятаться.

Когда в Киев пришли немцы, Токарские уехали в Ташкент. Там Валентина Токарская довольно хорошо танцевала в опере. В Ташкенте же она вышла замуж за оперного певца – тенора. Он пел главные партии в «Пиковой даме», в «Паяцах».

Оперетта

После гражданской войны Токарская с мужем переехали в Москву. Они устроились играть в оперетке – ну совсем в маленькой труппке: действующие лица и рояль. И играла Токарская не героинь, не певиц, а так называемых субреток. Там-то она и задержалась, пристрастилась к оперетте. Так актриса ездила-ездила, а качество этих оперетт все повышалось и повышалось. Ее приглашали из одной труппы в другую и, в конце концов, она «допрыгалась» до большой, солидной оперетты с хором, оркестром, жалованьем и известным режиссером Джусто.

Во время выступлений в Баку Токарская вышла замуж вторично. У ее нового мужа была своя квартира, и мама «осела» в этой квартире – все-таки появилось уже что-то свое. Муж артистки на этот раз был каким-то хозяйственником, и его, в конце концов, арестовали, скорее всего за то, что он умел делать деньги. И вновь – дороги, дороги…

Мюзик-холл

Потом был Ленинград, из которого Валентина Токарская переехала в Москву. Она играла оперетты в Парке культуры, где ее и увидел режиссер мюзик-холла Волконский. Он посмотрел танец с веером и пригласил к себе. Актриса осталась в Московском мюзик-холле.

Обладательница несоветской красоты Валентина Токарская стала звездой Московского мюзик-холла. В начале 30-х это заведение было самым культурным кассовым центром в столице, прибыль государству – бешеная. Рядом с Токарской блистали универсальные артисты Мартинсон, Тенин, Лепко. Спектакли были феерическими. Знаменитые тридцать гёрлз под руководством Голейзовского! Веселые, озорные, поющие и танцующие артисты: Рина Зеленая, Мария Миронова и Александрова. А оркестром дирижировал Покрасс со своей огромной шевелюрой.

Всего в мюзик-холле было поставлено пять вещей. Это были самые счастливые годы Валентины Токарской: время шуток, веселья, розыгрышей, смеха! Она с Марией Мироновой были в центре театральной публики, их приглашали на все премьеры, просмотры, банкеты. Артистку окружали писатели, художники. Когда репетировали «Под куполом цирка», Валентина Токарская подружилась с авторами пьесы завсегдатаями театра Ильфом, Петровым и Катаевым, а затем с Олешей, Никулиным, Зощенко. Это была дивная компания, которая быстро ее приняла, потому что она была примадонной мюзик-холла и украшала компанию. Валентина Георгиевна превосходно танцевала, но сильным голосом не отличалась. Она исполняла роли так называемых субреток, кокеток, обольстительниц, женщин-вамп и была счастлива в легком жанре оперетты.

На спектаклях с участие артистки в vip-ложе Максим Горький рыдал от смеха, утирая слезы безразмерным платком. Прима мюзик-холла разъезжала по городу в собственном авто. Она была самой красивой, богатой и успешной москвичкой. Пока не закрыли мюзик-холл. Каждый день зал был битком набит! Полные сборы! А мюзик-холл все-таки закрыли: кричали, что это не советский театр.

Театр сатиры

Валентина Токарская, конечно же, не осталась без работы. Она получила приглашение в Театр сатиры. Театр сатиры – это комики, блестящие актеры: Хенкин, Корф, Поль, Курихин, Кара-Дмитриев, Лепко! Но это было не ее. Она стала драматической актрисой и это ей не очень нравилось. Актрисе требовался репертуар такой, как, например, у Людмилы Гурченко. Тогда ах как он ей нужен был! Но ведь ничего подобного нельзя было сделать, ничего!

И все равно Валентина Токарская много играла. Она вошла во все старые спектакли. Потом стала играть в «Слуге двух господ» Беатриче, в «Пигмалионе», в более легковесных комедиях Шкваркина – «Чужой ребенок», «Страшный суд», «Весенний смотр», в старинных водевилях.

Военные годы

В годы Великой Отечественной войны Валентина Токарская сначала поехала на фронт вместе с Рудиным, Корфом и Холодовым с бригадой московских актеров №13 в 16-ю армию Рокоссовского. Выступали в лесу на импровизированной сцене на двух грузовиках.

В конце 1941 года бригада, где Театр сатиры представляли четверо любимцев публики, попала в окружение. Под обстрелом выжили немногие. Валентина Токарская и раненный в ногу Рафаил Холодов спаслись. После месяца скитаний по деревням артисты попали в кабалу к немцам и вынуждены были выступать на оккупированных территориях. Так и гнали их до самого Берлина, до конца войны.

Валентину Токарскую, по возвращению в Москву, в Театре сатиры приняли замечательно: «Слава Богу, вы вернулись! Что же вы пережили! Подождите работать – мы вас на курорт отправим, отдохнете». А на следующий день ее арестовали... А потом была Сибирь. Бывшую звезду пожалели, отправили на легкую работу в санчасть – ставить заключенным клизмы. Приговорили к четырем годам – самый маленький срок. Все так и говорили – значит ни за что. Кормили только селедкой с хлебом – так почему-то было принято.

Воркутинский театр

А вскоре пришла заявка из Воркутинского театра. Именно этот театр и стал для актрисы шансом выжить, не погибнуть среди миллионов, умиравших от лагерных работ. В Воркутинском драмтеатре Валентина Токарская играла все главные роли, и сама ставила спектакли. Она играла Диану в "Собаке на сене", Елизавету в "Марии Стюарт", Софью Ковалевскую, в спектаклях "Мадемуазель Нитуш", "Вас вызывает Таймыр". А еще она любила роль Ванды в оперетте "Розмари", из-за которой ее когда–то взяли в мюзик-холл. Были роскошные костюмы! А после премьеры в местных газетах выходили рецензии, но, правда, без фамилий: "Великолепно справилась с ролью актриса, исполняющая того-то..." Но Валентине Токарской нельзя было жаловаться: публика ее любила.

Там же она поставила сама две оперетты: "Баядеру" и "Одиннадцать неизвестных". За это начальство дало актрисе сухой паек: сахар, крупу, чай и кусок мяса.

После срока она так и осталась работать в Воркуте – в Москву-то ехать не разрешалось, да и тут ее уже знали. Она получила большую комнату в общежитии, получала жалованье. В отпуск можно было поехать куда угодно, она и ездила в Ессентуки, в Крым, в Прибалтику... А в 53-м умер Сталин. Теперь можно было ехать куда угодно и Токарская поехала прямо в Москву, в свой театр. Ее тут же оформили на работу.

Возвращение

Но главных или значительных ролей, честно сказать, у актрисы больше не было. В общем-то, не было ролей, которые актрису особенно радовали. Она репетировала в «Клопе», ее ввели в старые спектакли, она была героиней, а ей хотелось чего-то каскадного, как было когда-то в оперетте.

Она всегда играла так называемые отрицательные роли – иностранок, каких-либо красиво одетых дам. Сыграв Секлетинью в спектакле «По 206-й», актриса сама себе не поверила – какой был успех! Театральная критика сравнивала ее в этой роли с «великими старухами» Малого театра Рыжовой и Блюменталь-Тамариной. «Я очень люблю эту роль. Там можно и почудить, и характер есть у этой бабушки.» - вспоминала Валентина Токарская.

Актриса играла няньку, которая все в доме знает, все помнит и заканчивает все картины, в «Последних». Спектакль поставил Анатолий Папанов. Это была его единственная режиссерская работа. С ним было интересно работать.

Кино

Знаменитый кинорежиссер Яков Протазанов искал героиню для своих «Марионеток» и «нашел» Валентину Токарскую. Она со своим партнером по оперетте сыграла ему сцену, исполнила танец с веером и спела песенку из оперетты «Розмари» по-английски, что очень понравилось требовательному Протазанову. Он же ставил заграничный фильм. Это первое. А второе, ему, наверное, просто надоело смотреть актрис. Он же пересмотрел их такое количество! И почему-то взял Токарскую, хотя она была совсем неопытной в кино. Актриса ничего не понимала в съемках, а там ведь все надо учитывать, где камера, где свет: тебе отведут маленькое местечко, и дальше не заходи. Наверное, в «Марионетках» актриса совсем неинтересно сыграла, так как легендарный Протазанов потом сказал актрисе: «Я с вами мало работал».

Но фильм все же имел успех! По всей Москве были развешаны афиши сатирической комедии «Марионетки» с портретом именно Токарской, несмотря на участие в фильме Кторова, Сергея Мартинсона, Климова, Радина, Михаила Жарова. С картиной актриса объездила весь Советский Союз, зарабатывала деньги. Тогда она много заработала. А потом сделали твердые ставки. Кто-то наверху все за всех решал и прием публики никого не волновал.

«Дело № 306»

В больших ролях актриса, действительно, снялась всего два раза. Это «Марионетки» и «Дело № 306». Валентину Токарскую вспомнили не все, ведь после «Марионеток» прошло двадцать лет и бывшая звезда, конечно же, изменилась.

Свою главную отрицательную роль в первом советском кинодетективе «Дело №306» Валентина Токарская сыграла, вернувшись только что из заключения, и режиссер, видимо, решил, что она будет правдива в этой роли. Ее героиня – опасная шпионка, работавшая в аптеке как обыкновенная советская служащая под именем Марии Николаевны Карасевой. Звали же ее Магда Тотгаст. Она же Фишман, Ованесова, Рубанюк, Иваниха.

Очень интересная работа. У актрисы была большая сцена с Марком Бернесом и он перед съемкой подсказывал ей что и как можно лучше сделать. Они были приятелями. Тогда-то впервые с экрана прозвучали легендарные слова: "На пушку берешь, начальничек? Не выйдет!" И произнесла их именно Валентина Токарская, игриво закрутив на лбу локон и выпустив в Бернеса струйку папиросного дыма. Фильм посмотрели десятки миллионов человек, причем, неоднократно.

«Пирамидон в порошках есть?… Тогда дайте в таблетках. Две пачки. И одеколон «Лесная вода», – цитировалось повсюду и к месту и не к месту.

Актрису стали всюду узнавать. Особенно – на фоне слухов и сплетен о недавней отсидке. Любопытно, что критики картину разгромили, досталось и исполнителям главных ролей. Похвалили только Валентину Токарскую.

Конкуренция

И на этом кинокарьера актрисы, можно сказать, и закончилась. Была, правда, еще роль в «Осенней истории». Но что это за роль... Так, бабушка и бабушка, ничего интересного. Да и трудно было начаться этой кинокарьере…. Тогда же ничего не разрешали! Три-четыре картины в год – это все, что имели артисты. А после «Марионеток» в жанре актрисы работал только Александров и снимал он, конечно же, только Любовь Орлову. Так что Валентине Токарской особенно не на что было надеется. А «девушек полей» она не умела играть. Актрисе нужна была какая-то эксцентрично-нахальная особа с шармом, такая женщина-вамп. Короче – артистка варьете! Только советскому искусству такие актрисы были не нужны. Да и на киноолимпе восходила звезда Любови Орловой. И только ей одной было позволено осваивать этот легкий жанр. Второй звезды быть не могло.

В последнее время Валентину Токарскую приглашали на съемки сразу три молодых кинорежиссера. В одном фильме она должна была сыграть старуху-убийцу из ХVI века. На съемки другого надо было ехать в Одессу, пришлось отказаться из-за дороги. Третий фильм – по Бредбери, «Вино из одуванчиков». И везде – главные роли. Но, к сожалению, вышло так, что на первой же съемке после восьми часов непрерывной работы у актрисы от перенапряжения лопнули глазные сосуды и она чуть не умерла. Так что все режиссеры перепугались: «Помрет старуха на площадке, потом за нее отвечай»...

А на съемках «Вина из одуванчиков» актриса попросила разрешения надеть очки – у нее опять было плохо с глазами. Ей не разрешили, и пришлось отказаться. Так что эпизод какой сыграть – пожалуйста, а главную роль…

Личная жизнь

В старости Валентина Георгиевна осталась совсем одна. Три замужества оказались несчастливыми. Сначала уходила она, затем бросали ее. Историю последнего брака пресса муссировала неоднократно. В ГУЛАГе Токарская вытащила из петли драматурга Алексея Каплера, а он ее затем предал... Валентина Георгиевна оставила ему квартиру, дачу, а сама ушла вновь в коммуналку. Своего дома у актрисы никогда не было, он появился очень поздно. И родственников не было. А главное, не было ролей.

Но вдруг что-то произошло. В 86 лет Валентина Токарская стала народной артисткой России. Сразу! Без заслуженной! В театре праздник. Валентина Георгиевна – в полном недоумении. В 87 лет о ней сняли документальный фильм. В 88 она получила две небольшие, но феерические роли, в которых купалась, проявляя чудеса изобретательности и достигая вершин острохарактерности. О ней писали газеты и журналы, снимали телесюжеты.

Валентине Георгиевне была назначена знаменитая президентская пенсия, ее стали разрывать журналисты и администраторы телепередач, готовилась к печати книга «Театр ГУЛАГа», включающая статью артистки о жизни в плену и лагере. Московский Дом Ханжонкова вручил ей приз под названием «Неувядаемая», а российское дворянское общество вообще присвоило титул баронессы. У нее вновь возник интерес не то чтобы к жизни, нет, он у актрисы и так никогда не пропадал. Ей просто захотелось вновь жить красиво, талантливо.

Она подолгу задерживалась у витрин роскошных универмагов на Тверской, вызывая недоуменные взгляды избалованных продавщиц. Она могла позвонить своей подруге Ирине Михайловне и предложить поехать на «какую-то новую ярмарку в Коньково». И там она неутомимо шествовала по бесконечному ангару, примеряя каждую приглянувшуюся «шмотку» от соломенной шляпки до брюк, невзирая на нытье уставшей молодой подруги.

Роли!!!

Наконец, Валентине Токарской дали роль к юбилею Ольги Аросевой в спектакле «Как пришить старушку» по пьесе Джона Патрика. Роль! Впервые за почти десять лет! Режиссер Михаил Зонненштраль предложил Валентине Георгиевне роль страхового агента, переделанную с мужской на женскую. Она появлялась на сцене настоящим пугалом, вызывая восторженные аплодисменты зрителей и лишний раз доказывая, что не боится выглядеть смешной и нелепой.

Не прошло и года, как состоялась премьера другого спектакля «Священные чудовища» – бенефиса Веры Васильевой. Валентина Токарская появлялась в нем на мгновение, за полминуты до поклонов. И вновь та же история. Все газеты иронизируют, ругают, критикуют, и все в один голос заявляют, что смысл и шарм всей пьесы проясняется лишь за минуту до ее окончания, с появлением на сцене старейшей актрисы труппы.

Девяностолетие

Девяностолетие Валентина Георгиевна Токарская отметила с шиком. Весь вечер на сцене Дома актера она пела и танцевала. Зал был переполнен. В проходах стояло с десяток телекамер. Море цветов. Заиграла музыка, молодежь театра запела песенку про Парагвай из «Марионеток», из-за занавеса вышла Валентина Георгиевна Токарская в белом платье от Вячеслава Зайцева, грациозная и женственная. Зал встал. Она рассказывала, пела и танцевала весь вечер. Такого девяностолетнего юбилея еще никто не видел. Михаил Ширвиндт шутил. Публика неистовствовала. Актриса была счастлива.

Тогда актриса впервые заговорила о смерти и попрощалась со зрителями... Через полгода, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1996 года, Валентины Токарской не стало.

Мордвинов Борис Аркадьевич (1899-1954)
режиссер

С Воркутинским театром, первым профессиональным театром за Полярным кругом, связана судьба Бориса Аркадьевича Мордвинова (1899 -1954), профессора, заведующего кафедрой сценического мастерства в Московской консерватории (1935 -1940), до ареста главного режиссера Большого театра (1936-1940). Мордвинов был учеником Станиславского и Немировича-Данченко. В середине 20-х гг. он поставил совместно с Немировичем-Данченко блестящий спектакль — музыкальную комедию "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока. Об этой постановке говорила вся театральная Москва. Но ее запретили, и больше она нигде не шла. Казалось бы, почему? Действие этой пьесы происходит в Париже в 1797 г., в эпоху правления Директории. Но все дело в том, что это было время, когда "пламя революции" уже сошло на нет, и власть захватила Директория. Напрашивались аналогии.

В 1940 г. Мордвинов был арестован, осужден на 5 лет ИТЛ и отправлен на Север. Ему пришлось пройти трудный путь общих работ: был грузчиком на пристани, подсобным рабочим на складе, дневальным в бараке. В Воркутлаге он встретил много

профессиональных актеров, музыкантов, художников. У него возникла идея создать театр. Свои идеи он изложил в записке на имя начальника Воркутлага Михаила Митрофановича Мальцева. Последний одобрил .чту затею и решил создать за Полярным кругом первый профессиональный театр. Театр получил название "Музыкально-драматический театр комбината Воркутауголь МВД СССР". Концовка неплохо звучит! Но в те времена это воспринималось само собой, ведь вся территория Коми республики находилась в ведении МВД. И закипела работа по созданию нового театра. Специальные комиссии выезжали в многочисленные лагерные пункты Воркуты для отбора певцов, музыкантов, художников, композиторов, балетмейстеров и других работников искусства. За короткий срок удалось собрать замечательный коллектив, состоящий из первоклассных артистов. Театр имел свой симфонический оркестр, хор, балет, декорационный и костюмерный цехи. Художественным руководителем и главным режиссером стал заключенный Борис Аркадьевич Мордвинов (151,157,215).

Открылся театр в октябре 1943 г. опереттой Кальмана "Сильва". Текет и клавир пришлось восстанавливать по памяти. "Сильва" прошла с большим успехом. В декабре 1946 г, отмечался своего рода юбилей — 100-ый спектакль! При Мордвинове состав группы театра превышал 150 человек. Заключенные артисты работали е большим энтузиазмом, в атмосфере творческой самоотдачи. В год давали более 600 спектаклей. С гастролями объезжали многие города и поселки Коми АССР - Инту, Ухту, Абезь, Кожву и др. (157). На сиене театра за необычайно короткие сроки были подготовлены оперетты "Роз-Мари", "Боядера", "Фиалка Монмартра", "Марица", "Жрица огня", "Веселая вдова", "Мадемуазель Нитуш", "Одиннадцать неизвестных", "Сорочинская ярмарка", "Свадьба в Малиновке", "Коломбина", "Любовь и доллары", "Неспокойное счастье", "Раскинулось море широко" и др. (158).

Первой оперой, поставленной на сцене заполярного театра, была опера Гуно "Фауст". По поводу "Фауста" Мордвинов шутил: "За поклонение "Фаусту" я уже однажды поплатился". Смысл этой шутки становится ясным из воспоминаний 3. И. Котляра: "Мордвинов рассказывал о том, что в числе вздорных обвинений, предъявляемых ему следователем, было и такое. Когда была опубликована новелла Горького "Девушка и смерть", Сталин изрек: "Эта штука посильнее, чем "Фауст" Гете". Оценка "вождя всех народов" была немедленно подхвачена и запечатлена в литературоведческих анналах как мудрейшее изречение. Борис Аркадьевич однажды высказал в слух сомнение в справедливости подобной оценки. Высказал неосторожно и с юмором. Об этом,

конечно, донесли. И это было определено, как контрреволюционный подрыв авторитета вождя" (151, с. 49).

Как-то Мордвинов, Котляр и Каплер беседовали о правомерности лагерных театров. Мордвинов процитировал Гете:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой!

За "Фаустом" последовали оперы "Риголетто", 'Травиата", "Севильский цирюльник", "Чио-Чио-Сан". Узники Воркутлага трудились с фантастической быстротой...

Старая воркутянка Мина Степановна Вольф вспоминает: "Я приехала на Воркуту к своей сестре Галине, которая отбывала на Воркуте ссылку после длительного заключения. Всю свою жизнь я прожила в Одессе и была влюблена в наш замечательный оперный театр. Я отправилась на Воркуту в печальной уверенности, что мне предстоит полное отключение от музыкально-культурной жизни, к которой я привыкла в Одессе. И вдруг за Полярным кругом на моих глазах возник превосходный музыкально-драматический театр. Оказалось возможным "пойти в оперу" и послушать даже "Фауста"! А циклы музыкально-образовательных лекций, которые организовал дирижер Владимир Владимирович Микошо! И все это в прекрасном высоко-профессиональном исполнении! Но... почти все эти прекрасные артисты были заключенными!" (158)

Первый театр за Полярным кругом, мордвиновский театр, был значительным явлением в духовной жизни Воркуты. Мордвинов не побоялся поставить и "Дочь мадам Анго", за что когда-то пострадал. В театральной программе 1946 г. в первых строках, где дается описание первого действия, приведено четверостишие:

Конец настал былым свободам,

Дельцы на старый трон взошли,-

Над одураченным народом

Другие правят короли.

Смелый поступок для того времени и для того места! (158). Выступал Мордвинов и как актер. В комедии Гольдони "Хозяйка гостиницы" он покорил публику в роли Рипафратта.

После освобождения в конце 1946 г. Борис Аркадьевич переехал "на юг", в Сыктывкар. Впоследствии он ставил спектакли в театрах Саратова и Минска, был удостоен званий Заслуженного артиста БССР и РСФСР. Вот как описывает Э. М. Котляр последние дни Мордвинова: "Мать Мордвинова, рассказала, что после освобождения Борис Аркадьевич

поставил в провинции "Золотой петушок". Спектакль отметили Сталинской премией, Встал вопрос о разрешении жить в Москве и, естественно, о работе. Вызвали в столицу для переговоров. В ночь после приезда в своей старой квартире он умер от инфаркта, во сне. Вскоре умерла и его жена" (151, с. 51).

Шмидт Адам Абрамович     

19 января 1921 г.р. Художник

 Родился в крестьянской семье в немецкой колонии Ново-Саратовка Ленинградской области.
Закончил семилетку немецкой школы. С детства рисовал. Учился в изостудии при ДК Железнодорожников. Из-за пренодлежности к немецкой национальности не поступил в Художественную академию, по той же причине не принят в Союз художников и два раза отстранен от правительственных наград как заслуженный художник. Учебу продолжал у ученика Ильи Репина, профессора Перфилова. Во время войны работал на оборонных работах Ленинграда. В 1942 году после открытия Ладожской дороги был вывезен со всей семьей в Сибирь. Без разрешения комендатуры уехал с места поселения к жене и сыну в Карпаты. Там был задержан , осужден по 58 статье и выслан в лагеря Воркуты. После смерти Сталина освобожден. Первое театральное оформление было в театре заключенных в Воркутлаге. Работал художником в цирке города Красноярска. Художником оформителем Красноярского театра музыкальной комедии. С 1964 года в театре оперетты Кузбасса. В 1972 году был приглашен в старшим декоратором в Академический театр драмы им. Ф.Волкова города Ярославля, до самой пенсии и где помогает оформлять спектакли до сих пор. Постоянный участник всевозможных региональных, межгородских, областных выставок. С 1991 года постоянно действующая выставка в Германии, Италии, Австрии. Выпустил биографическую книгу «Вехи одной жизни» с 12 биографическими рисунками. Работы этих рисунков в течение 2-х лет находились в Мамонтовке. Много работ по Ярославскому краю, путешествиям по стране и зарубежном.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz